КамАЗ подрезает "китайцев" // Российская автокорпорация ограничила ассортимент у своих дилеров
7 февраля 2007 года
Как стало известно «Ъ», в начале февраля официальные дилеры ОАО «КамАЗ» получили рекомендательное письмо «О продвижении китайских грузовиков», подписанное 24 января этого года генеральным директором ОАО «Торгово-финансовая компания «КамАЗ»» Ильфасом Гатиятуллиным. В нем констатируется, что «в последнее время ряд предприятий, являющихся официальными дилерами ОАО «КамАЗ», активизировали деятельность по продвижению автомобилей китайского производства», что и вызывает «настороженность руководства КамАЗа». Господин Гатиятуллин в своем письме объясняет озабоченность тем, что «автопроизводители именно из этой страны являются самыми опасными конкурентами не только для КамАЗа, но и для всех автозаводов России и стран СНГ».
По этой причине руководство ОАО «КамАЗ» объявило об ужесточении контроля за соблюдением дилерских соглашений. Замдиректора КамАЗа Ахат Урманов подтвердил подлинность письма. В частности, КамАЗ намерен прибегнуть к крайним мерам по отношению к тем официальным дилерам КамАЗа, которые «активно продвигают автомобили китайских производителей». К строптивым дилерам могут быть применены следующие санкции: уменьшение квоты на поставки грузовиков (КамАЗ ввел квотирование поставок в декабре прошлого года в размере до 500 грузовиков в месяц - «Ъ»), снижение размера базовой скидки за реализованные грузовики и, наконец, лишение статуса официального дилера КамАЗа. В заключении письма господин Гатиятуллин ставит перед дилерами альтернативу: либо компания продолжает работать в качестве официального дилера ОАО «КамАЗ», либо представителем китайских автопроизводителей.
Впрочем, еще до рассылки данного письма КамАЗ неофициально предупредил о возможном разрыве сотрудничества со старейшим челнинским дилером ОАО «РИАТ», который в ноябре прошлого года заключил дилерское соглашение с ИРИТО (официальный дистрибутор китайских автомобилей).
l ОАО «РИАТ» образовано в 1992 году для установления специальной техники на шасси КамАЗа (лесовозы, автокраны, автобетоносмесители и прочее). Выручка компании в 2005 году составила 1,35 млрд руб., чистая прибыль - 48,9 млн руб. В ноябре прошлого года ОАО «КамАЗ», владевшее контрольным пакетом акций в 51%, вышло из состава акционеров РИАТ. С этого времени компания принадлежит частным лицам. Генеральный директор - Владимир Пономарев.
Как рассказали «Ъ» независимые дилеры ИРИТО в Набережных Челнах, в январе РИАТ получил первую партию грузовиков FAW 1041 (грузоподъемностью до 2 т) и FAW 1051 (грузоподъемностью до 3 т), спрос на которые в последние два года вырос почти в два раза. Однако спустя месяц РИАТ объявил покупателям о сворачивании этого направления бизнеса и распродаже ввезенных китайских автомобилей. По информации «Ъ», РИАТ вынужден был оставить «китайское направление» под давлением КамАЗа. Как заявили «Ъ» в компании, РИАТ не нарушил ни одного из пунктов соглашения с КамАЗом, так как продаваемые им камазовские автомобили относятся к классу тяжелых грузовиков (от 14 до 40 т), а китайские FAW - от 2 до 5 т. «Мы были удивлены негативной реакцией со стороны КамАЗа, так как эти грузовики находятся в разных сегментах и не могут считаться конкурирующими моделями», - пояснил «Ъ» менеджер РИАТ, пожелавший остаться неназванным. По его словам, в результате переговоров руководство РИАТ вынуждено было сделать выбор в пользу КамАЗа, так как в течение 14 лет работы у компании сложилась разветвленная клиентская база КамАЗа. Руководитель отдела общественных связей компаний ИРИТО Андрей Матвеев вчера подтвердил «Ъ», что РИАТ не продлил дилерского соглашения с дистрибутором китайских автомобилей. «Действительно, в начале года руководство РИАТ с сожалением проинформировало нас о том, что компания не сможет продлить дилерское соглашение с ИРИТО. По нашим сведениям, это было связано с позицией, которую заняли отечественные производители по отношению к дилерам, начавшим реализацию автомобильной техники из Китая. На сегодняшний день китайские автомобили большой грузоподъемности, которые могли бы составить конкуренцию КамАЗу, в Россию пока не поставляются ни нашей компанией, ни другими импортерами», - подчеркнул господин Матвеев.
Добавим, что китайские грузовики прежде всего являются «одноклассниками» коммерческих грузовиков, производимых ОАО «ГАЗ» и ОАО «ЗИЛ». Однако на КамАЗе не связывают свои действия с защитой рыночных позиций этих компаний. Как заявил «Ъ» заместитель генерального директора КамАЗа по сбыту Ахат Урманов, на завоевание рыночных позиций в этом сегменте претендует и Камский автозавод. По его словам, в этом году КамАЗ выведет среднетоннажный грузовик КамАЗ-4308 грузоподъемностью 5,5 т, чья доля на рынке «может быть размыта китайскими поставщиками». По его словам, в этом году будет выпущено 2,5 тыс. штук. По данным «Ъ», ориентировочная стоимость - 750 тыс. рублей, что вдвое выше китайских аналогов.
l По данным «АСМ-холдинга», из 206,4 тыс. грузовиков, выпущенных в России в прошлом году, 66,7% – машины грузоподъемностью до 2 т, и почти все они выпущены ГАЗом. Доля среднетоннажных грузовиков – 18%, и здесь доминируют ГАЗ и ЗИЛ. Позиции КамАЗа в сегменте пока ничтожны. В 2003 году завод представил опытно-конструкторские образцы КамАЗ-4307 полной массой до 3,5 т и КамАЗ-4308 до 5 т с двигателем Cummins.
Участники рынка не разделяют позицию КамАЗа. В частности, как пояснили «Ъ» в «Северсталь-авто», дилер компании имеет право на продажи других брэндов, если эти машины стоят в отдельных шоу-румах. Таким образом, КамАЗ стал первым, кто выступил против прихода китайцев на российский рынок. Вместе с тем, руководитель отдела общественных связей компаний ИРИТО Андрей Матвеев выразил недоумение устаревшими методами борьбы КамАЗа с конкурентами. «Если такое письмо действительно существует, то ничего, кроме крайнего изумления, оно у нас вызвать не может. Уж если компания с мировым именем характеризует нас и наши автомобили как «самых опасных конкурентов», значит, мы, наши автомобили действительно востребованы на российском рынке», - заключил он.
Луиза Игнатьева, Дмитрий Беликов, "Ъ - Волга-Урал"